Социальная реклама
казый Казани, имам мечети "Кул-Шариф"
(текст и видео)
начальник Управления по делам религий при КМ РТ
(текст и видео)
Председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана
(текст и видео)
второй имам мечети "Сулейман"
(текст и видео)
Преподаватель исламского права в РИУ
(текст и видео)

На главную // Статьи

Пост – один из столпов Ислама

Пост в месяц Рамадан является одним из основных столпов Ислама. Он предписан в 9-ый месяц мусульманского лунного календаря, в течение которого мусульмане соблюдают пост от восхода до захода солнца. По названию месяца, в котором совершается пост, он еще называется Сиям, а также Ураза. Пост является одной из составляющих пяти столпов Ислама: вера в Аллаха, совершение Намаза, уплата Закята (обязательная милостыня людей, обладающих определенным состоянием), соблюдение Поста в месяц Рамадан, и паломничество к Каабе, если на то будет возможность.

Ас-саум (Пост) буквально означает «воздержание от чего-либо». В шариате термин «Ас-саум» используется как обозначающий «воздержание от еды, питья, курения, половых сношений от рассвета до заката». Однако в Исламе все предписанные стороны жизни соединяются в последовательное и связанное целое. Таким образом, польза и значение поста может рассматриваться в разных аспектах: духовные и нравственные, психологические, физиологические и медицинские, социальные.

Аспекты поста

Главная сторона - это духовные и нравственные основы. Пост – это акт повиновения и покорности Аллаху, благодаря которому возможна наша жизнь. Пост учит верующего благочестию и развивает силу воли. Так, например, добровольно отказываясь от дозволенной (халяль) пищи, будет легче избежать затем недозволенной пищи.

Пост учит верующего искренности - в отличие от других религиозных обрядов он полностью основывается на самоограничении и не заметен для окружающих людей. Сиям или Ураза – это не только пост живота, но и пост глаз и ушей (воздержание от взглядов на запретное и слушания запретного), пост языка (воздержание от произнесения запретного - злословия, сплетен, хулы и т.д.). Пост очищает нас духовно и делает лучше.

Пост – это форма Джихада (усердие на пути Аллаха). Он учит самодисциплине и усиливает способность человека управлять своими потребностями и желаниями, а не быть порабощенными ими. Для тех, кто имеет нежелательные с точки зрения Ислама и медицины привычки, такие как переедание или курение, самоконтроль и дисциплина, проявленные во время Рамадана обеспечивают отличное начало для того, чтобы отказаться от этих вредных привычек. К психологическим эффектам поста относится то, что он позволяет усилить чувство внутреннего мира человека, его оптимизм. Пост учит терпению и настойчивости, подчеркивает чувство нравственного достижения. Целый месяц года мусульмане проходят через необычное и волнующее испытание, которое прерывает их обычный порядок жизни. Это не только очищение. Это испытание. И оно учит человека приспосабливаться к различным условиям и обстоятельствам в его жизни.

Социальная сторона проявляется в повышении у верующего духа единства и чувства принадлежности к мусульманской общине. Миллионы мусульман всего мира постятся в течение одного и того же месяца, следуя единым правилам и порядку. Пост повышает дух равенства людей перед Всевышнем. Все мусульмане – мужчины и женщины, бедные и богатые, люди любого этнического происхождения – проходят через одно и то же испытание, через лишение без особых привилегий для любой группы или класса. Воздержание повышает дух поддержки и симпатии к бедным и нуждающимся, исправляет отношение верующего к ним.

О физиологических и медицинских аспектах поста уже немало написано самими медиками. Пост позволяет устранить из крови вредные жировые вещества, помочь лечению некоторых типов кишечных и желудочных заболеваний и восстановлении мышечных тканей. По сути, воздержание есть ежегодное физиологическое очищение тела. Тем не менее, нужно повторить, что главный мотив, кроющийся за воздержанием, есть повиновение Аллаху.

Пост – это обязательно

Пост обязателен для каждого взрослого мусульманина, находящегося в здравом уме, способного поститься и имеющего постоянное место жительства. Дополнительным условием для женщин является отсутствие менструации и послеродового периода.

От поста освобождаются лишь умственно больные, дети, не достигшие полового совершеннолетия, пожилые и хронически больные люди, для которых воздержание является чрезмерной нагрузкой. Они, однако, должны кормить одного бедняка каждый день Рамадана. Беременные женщины и кормящие матери, которые боятся, что воздержание может угрожать их жизни или здоровью плода или младенца, должны восполнить пропущенные дни поста воздержанием, когда будут способны сделать это. Те же, кто болеет или путешествует, также временно освобождаются от поста при условии, что они восполнят пропущенные дни воздержанием.

Молитва во время поста

Верующие проявляют усердие в этот месяц и стремятся провести его ночи в молитве-таравих. Стремятся собрать благо этих ночей, проведенных в поклонении, и особенно, Ночи предопределения. Ведь ночи в месяце Рамадан относятся к лучшим и замечательнейшим ночам всего года, а Ночь предопределения – их царица. Аллах облагодетельствовал её, оказал честь, сделал благословенной, выделил среди прочих, ниспослав в ней Коран, сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал свою общину проводить Ночь предопределения в молитве, прославлении Аллаха, в зове-мольбе к Нему, в чтении Корана, испрашивании прощения и говорил, что провести Ночь предопределения в молитвах – это значит получить прощение всех прошлых грехов, совершённых рабом Божьим в течение его жизни.

Конец Рамадана

Все указанное выше является лишь малой каплей в глубоком море благ Рамадана. Трудно полноценно описать, например, эмоциональный эффект, который испытывают верующие в такой священный месяц. Ведь они весь год ждут его, подобно маленькому ребенку, который не может уснуть в ожидании праздника и подарков. Награда, обещанная в этот месяц постящемуся велика, на это указывают множество аятов Корана и хадисов. Первая радость постящегося ждет при разговении, а вторая радость ждет его когда он встретится с Господом Миров.

В конце Рамадана необходимо обязательно уплатить закят-уль-фитр (обязательная милостыня в конце месяца Рамадан). Он обязателен для каждого взрослого мусульманина, который владеет количеством пищи большим, чем необходимо его семье на одни сутки. Если же человек является чьим-либо попечителем, то закят-уль-фитр он выплачивает и за зависимых от него людей (например, жена, дети, другие родственники). Большинство ученых доказывают, что он может быть уплачен за день или два до окончания Рамадана.

В праздничный день рекомендуется совершить омовение, надеть лучшую одежду и отправиться для праздничного Намаза после рассвета. После Намаза имам произносит праздничную хутбу (проповедь). Она похожа на пятничную хутбу. Обмены подарками и визитами, особенно среди родственников, являются похвальными поступками в этот день.

Насыров Искандер, студент КГАСУ

Читайте также:

Студия Ариф.Ру Совместный проект